Два раза «ку»!
В 1986 году на экраны вышел советский фильм-антиутопия «Кин-Дза-Дза», цитаты из которого плотно вошли в советскую и постсоветскую культуру. Одной из таких цитат, которая забавляла зрителей, была шутка про абсурдное деление людей на других планетах — общество делилось не по национальному, расовому или экономическому признаку, а… по цвету штанов. Более того, абсурдность ситуации намеренно усиливалась тем, что жители других планет отказывались переселяться на землю из-за того, что на земле отсутствует «осмысленное существование»: «Нет, генацвале… Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели. А когда нет цели…» [1].
История про «цветовую дифференциацию штанов» стала поп-культурным мемом, который отражал абсурдность внешних атрибутов власти [2], а потому неудивительно что можно найти тест «Кем бы вы были на планете Плюк» [3], прочитать философские измышления [4] и даже послушать песни [5], в которых расскажут о разделении общества по цвету штанов. Иными словами, история про штаны и их цвет была забавной поп-культурной шуткой для постсоветского пространства, непонятной для иностранца и имела к реальности лишь условное отношение. Имела.
18 июня 2024 года минздрав выпустил «Методические рекомендации для руководителей медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи. Том III. Внешний вид сотрудников медицинской организации — медицинская одежда» [6], в которой без малейшего намека на шутку или культовую антиутопию, минздрав выкатил рекомендацию по новому внешнему виду сотрудников, где одним из способов разделения медицинских сотрудников по «рангу» стал… цвет штанов и юбок. Нужна ли нам единая униформа? Уместна ли подобная практика в 2024 году? Как мы дошли до жизни такой? На все эти вопросы мы постараемся дать ответ в тексте.
Учли ли создатели рекомендаций богатейший опыт врачей, санитаров и медицинских средних специалистов? Спойлер: увы, рекомендации минздрава никаким образом не собираются менять тенденцию к сексуализации и содержат в себе «классические» женские образы, созданные не ради удобства или, хотя бы, женщинами для женщин, а исключительно на основании поп-культурных запросов и представлении о врачах и медицинских сестрах, со стороны общества. (например о том, что женщина должна ходить на обуви с каблуком).
С другой стороны, для врачей мужчин ситуация выглядит не менее комично — на образцах минздрава мужчина выглядит как кукла Кен, но не такой крутой как Райан Гослинг из фильма «Барби», а как его лаосская подделка, которая предпочитает белые мокасины.
Впрочем, давайте разбираться и поймём базовые вещи — что вообще случилось?
Содержание документа
Кто и что принял?
Человеком, чья подпись встречает нас на первой странице документа, является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Виктор Сергеевич Фисенко, кандидат фармацевтических наук, закончивший Сибирский государственный медицинский университет в 2001 году. Тема диссертации — «Разработка комплексной оценки эффективности инновационных проектов аптечных предприятий» [53]. Организацией, на ученом совете (состоящий из 29 человек самых разных специальностей) которой был принят документ, является «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» — он же ФГБУ «НМИЦ ТПМ» [54]. Иными словами, нельзя сделать вид, что эти рекомендации делали люди, которые ничего не понимают в медицине и не знакомы с её реалиями.
Что содержится в документе?
В первом разделе документа «Требование времени — единый стиль» представлен краткий набор терминов и определений, а также разбираются понятия о корпоративной культуре. Второй раздел документа — «Общие требования к внешнему виду сотрудников медицинской организации», название которого говорит само за себя. Он содержит в себе общие положения и требования к врачу и учреждению. Третий раздел документа «Характеристика одежды сотрудников медицинской организации» является самым большим и содержит технические характеристики одежды для разных должностей. Далее следует раздел с нормативной базой, списком литературы и приложения к тексту.
Главные положения текста
- От врачей требуют соблюдать правила гигиены и санитарные нормы (санитарная одежда должна быть застегнута на все пуговицы, не следует заполнять карманы одежды громоздкими предметами, прикалывать на халат значки и броши, следует использовать перчатки, регулярно их менять, обрабатывать руки, не трогать телефоны, ручки и бумаги при выполнении врачебной манипуляции в перчатках, принимать пищу в отдельных помещениях и носить медицинскую форму только внутри медицинского учреждения).
- Регламентируется облик врача. Приведем несколько прямых цитат. «Ничего в облике медицинского работника не должно вызывать у пациента негативной реакции и отторжения», «личные предпочтения в макияже, укладке волос и маникюре придется оставить за пределами рабочего места», «громоздкие прически неуместны», «главное требование — никакой яркой косметики», «при наличии видимых повреждений кожных покровов следует всё время носить перчатки, в некоторых случаях рекомендуется взять листок нетрудоспособности», «разноцветные, яркие, ажурные колготки в рабочее время исключены». Основные требования относятся к женщинам — колготки должны быть определенной плотности (25–40 den), запрещено носить любые кольца медсестрам и хирургам (в том числе и обручальные), лак для ногтей должен быть нейтральным, а сами ногти должны быть короткие, запрещается распускать волосы. Впрочем, есть и общие, понятные требования — одежда должна быть в меру свободной, не сковывать движения и не допускать контакта кожи врача и пациента. А некоторые положения, например запрет на кольца, украшения и браслеты в операционной, а также запрет на некоторые виды колготок для операционных медсестер, существовал и до этого. Данные запреты регламентировался приказом министерства труда №928Н от 30.12.2020 [55].
- Регламентируется запах от врача. Запрещается использование «насыщенных, тяжелых ароматов», также от врача не должно пахнуть едой или табаком. Минздрав считает идеальной ситуацию, когда в рабочем помещении отсутствуют любые запахи, как приятные, так и неприятные.
- Предлагается использовать логотип «Службы здоровья» для декорации одежды (левый рукав сверху) и рабочих помещений.
- Устанавливаются требования для производителей одежды: прочность, влагостойкость, гигроскопичность, простота в уходе, низкая сминаемость и «стильный дизайн».
- Устанавливаются виды тканей: предлагаются использовать хлопок, шерсть, вискозу, синтетику, полиэстер и хлопок + полиэстер.
- Цветовая дифференциация сотрудников. Как и на планете Плюк, вводится конкретная цветовая дифференциация (впрочем, не только по штанам — отличаться будут также и цвет галстука, блуз, косынок, брюк, юбок, жилеток, курток и шапочек). Начальство — синий цвет, врачи — темно-зеленый, средний медицинский персонал — светло-зеленый, младший медицинский персонал — фиолетовый, администраторы — голубой, немедицинские сотрудники (в том числе и IT-специалисты) — черный.
- Регламентирование обуви. Она не должна создавать шум, её можно часто мыть или обрабатывать, она должна быть из натуральных или качественных синтетических материалов, стойкая, иметь закрытый носок, мало весить, хорошо вентилироваться. Подошва должна иметь толщину в 2–3 см, а каблук не должен превышать высоту в 4 см.
- Все вышеперечисленные характеристики основываются на рекомендациях санитарных врачей, а производство одежды регламентируется ГОСТами и иной нормативной базой.
Несмотря на то, что документ составлен весьма подробно и дотошно, есть несколько (на самом деле, вопросов море, возьмем для примера 10) вопросов к его составителям:
- Кто будет определять, что является нарушением, а что нет и если будет, то на основании какого нормативного документа и каким образом будет контролироваться выполнение рекомендаций в различных медицинских учреждениях?
- Какие санкции могут быть применены к нарушителю дресс-кода?
- Являются ли религиозные принадлежности или религиозная одежда приемлемой на работе, не считаются ли они украшениями?
- Как измерить «яркость» макияжа, «тяжесть» парфюма и «громоздкость» прически?
- Если пациент убежден, что его или её оскорбляет внешний вид врача, а другого пациента, который также видит врача, данный вид не оскорбляет, то какому пациенту будет отдано предпочтение при его обращении к руководству организации?
- Являются ли хронические кожные заболевания (дерматит, псориаз и прочее) поводом для скрытия кожных покровов под перчатками? Является ли последствие травмы или ожога (например, в результате происшествия в лаборатории, взрыва газа или пожара) поводом для скрытия кожных покровов? А последствия пулевого ранения или ножевого ранения является поводом для закрытия кожных покровов? Является ли распространенное по всему телу и лицу акне (например, у 18 летнего студента/студентки) поводом не допустить его к практике?
- В тексте ничего не сказано про татуировки или иные нательные рисунки, которые могут оскорбить или смутить пациента или руководство клиники. Каким образом регламентируются они?
- Каким образом можно будет обжаловать решение руководства учреждения, если они посчитают сотрудника нарушителем дресс-кода, а он с этим не согласен? (если в трудовую инспекцию, то на основании какого документа она будет решать, что является нарушением, а что нет?)
- Регламентируется ли длина, объемы и размеры бороды и усов, которые могут сильно различаться и, в том числе, иметь достаточную длину для случайного соприкосновения с пациентом, халатом или медицинским прибором?
- Следует ли нам ожидать введения полиции или прокуратуры моды и дресс-кода в других ведомствах и учреждениях или подобная практика рекомендуется только врачам?
… и многие, многие другие вопросы, которые мы не будем задавать, чтобы сэкономить Ваше время.
Что все это значит, и зачем это нужно?
На момент написания текста (август-начало сентября 2024) никаких приказов, законов и предписаний, которые обязывали бы следовать данным рекомендациям НЕТ. Иными словами, перед нами находится некая идеологическая база, которая будет использоваться в дальнейшем для введения (если оно и состоится) единого медицинского дресс-кода. По идее, на основании санитарных и деонтологических норм, руководство должно создать некий «кодекс» или «дресс-код» для каждого учреждения, с учетом рекомендаций минздрава, что позволит отвечать на все спорные вопросы (например, заданные выше) и в то же время не скатываться в бессмысленный контроль за длиной юбок (который, например, был в своё время в Южной Корее).
Контроль за длиной юбки - Южная Корея, середина 70-х годов
К сожалению, понять зачем это изменение проводится именно сейчас невозможно. Вспоминается вступление к легендарному фильму «ДМБ», где единственное с чем не могло мириться государство в 90-е — недобор в армию, а в 2024 году, единственное с чем не смогло смириться министерство здравоохранения — отсутствие единого дресс-кода. Самое забавное, что анархии и разгуляй-поля в медицинских учреждения не было и до этого — в некоторых учреждениях одежду сотрудникам выдавали, где-то сотрудники покупали её сами. Однако всегда эти одеяния соответствовали конкретным требованиям, например, СанПиНу № 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [56], который действовал до 2021 года. При этом приказ министерства труда №766н от 29.12.2021 [62] и постановление главного санитарного врача №44 от 24.12.2020 [63] (куда в марте 2024 внесли изменения [64]), которые также регулируют вопрос о медицинской униформе никто не отменял.
Таким образом, не было реальной потребности в регулировании во что одеваться врачу, среднему медицинскому персоналу и санитарам. Остается загадкой, зачем нужна подобная инициатива.Впрочем, возможно это один из способов содержания подчиненных в тонусе — подобную практику любил король Франции Людовик XIV, который требовал от мушкетеров то пошить новую дорогущую одежду черного цвета для очередного парада, то придумывал очередную модель перчаток для офицерского состава. Мало того, что их пошив предполагался из безумно дорогой кожи, так ещё и включал в себя драгоценности Практика кажется безумной (да чего греха таить, она такой и была), но для времен абсолютной монархии и бесконечных войн, лучшего способа держать в тонусе аристократов, которые были вынуждены искать средства на костюмы любой ценой, просто не было [61]. Впрочем, у аристократов было поместье, крестьяне, деньги (не у всех, конечно же) и большая семейная история. А есть ли что-то подобное у обычного врача из поликлиники, и будут ли прислушиваться они к своему “королю” также, как французские мушкетеры к своему королю-солнцу?
Château de Versailles – After Claude Lefebvre -- Louis XIV, King of France and Navarre - 1670
Последствия?
Первым и очевидным последствием станет трата государственных средств на приобретение новой одежды, ведь согласно ТК РФ Статья 221 [57] и постановлению Минтруда от 29.12.1997 за номером 68 [58], медицинская униформа и средства защиты закупаются за счёт работодателя [59]. Впрочем, сотрудник имеет право самостоятельно приобрести форму, если она будет соответствовать нормам СанПина и рекомендациям минздрава.
Вторым и понятным последствием станет появление очевидных шуток, что «Петрович у нас до синих штанов дослужился» или «Марьяну-то в зеленые опять перевели», ну или совсем жутких, из серии «Михаил теперь в голубых ходит!» / «Патрис у нас теперь в телесных цветах мусор убирает». Однако в каждой шутке есть лишь для шутки — ранее главный врач никак не выделялся (ну разве что размерами, а размерами чего решайте сами) среди остальных, сейчас же за руководством будет закреплен определенный цвет, который позволит не только врачу, но и пациенту легко определить главных людей в поликлинике. Впрочем, это же нововведение рождает вопрос: а если человек заменяет заведующего отделения или начмеда, переходят ли ему вещи начмеда или заведующего вместе с приставкой «и.о.» или же он продолжит сидеть в штанах или юбке «не по чину»?
Третьим последствием станет унификация и отсутствие возможности проявить какую-либо индивидуальность в оформлении собственной формы одежды. Объясняется это безопасностью и заботой о пациенте, которому должно всё нравится. Однако по факту это приведет лишь к созданию атмосферы вечной серости и излишней стерильности, которая ничуть не добавит позитивного настроя как сотрудникам, так и пациентам. То же можно сказать и про украшения, запрет которых также объясняется безопасностью, но с ними есть и другой интересный момент — зачем вводятся галстук или платок, которые надевается на шею? Разве не получит добрый пациент возможность удушить сотрудника за данный аксессуар или почему не учитывается возможность, что галстук, платок или косынка могут банально за что-то зацепиться? Иными словами, помимо непоследовательности, данные требования просто несут в себе превращение в «ледяную пустыню, по которой ходит лихой человек» [60].
Четвертым следствием станет появление очередного повода для жалоб у скандальных пациентов — «врач был одет не по форме», «я не смогла распознать, кто отвечал мне на мои вопросы, т.к. он был в штанах белого цвета», «из-за отсутствия бейджа я не могу идентифицировать того, кто говорил со мной в коридоре». Но это жалобы, но ведь, как в известном анекдоте, бить будут не по паспорту, а по лицу…
Впрочем, может это мы додумываем и на самом деле все это просто глупости? Давайте обратимся к истории и уточним пару моментов.
Ваше мнение
Перед тем, как опубликовать данную статью, нами было принято решение провести социологический опрос у ВАС, что ВЫ думаете по поводу данной инициативы. Проголосовало более 20 врачей и ответы мы получили самые разные, как серьёзные, так и забавные шутки-самосмейки, длинные и короткие, простые и сложные. Какой вывод мы сделали из ваших слов? Начнём по порядку!
Нужна ли медицинская униформа в современном мире или же это просто корпоративная демонстрация символики? С мнением, что это просто демонстрация согласны 45 % опрошенных, скорее согласны 23 %, скорее не согласны 20 % и точно не согласны 9 %. Если же говорить про поп-культуру, а также фетишизацию и сексуализацию образов врачей и медсестер, то 50 % опрошенным всё равно, 30 % относятся к этому явлению строго негативно, 9 % скорее негативно, позитивно или скорее позитивно относятся около 10 % опрошенных.
Также стоит отметить, большинство опрошенных считает, что если единый дресс-код и должен быть, то он должен быть светским — 36 % считает, что религиозные предпочтения в одежде НЕ должны учитываться, 6 % скорее согласны с этим, при этом 30 % убеждены, что у врача должно быть право выражать свою религиозную принадлежность, 20 % скорее согласны, что такое право должно у врача быть.
Кто же будет покупать форму? В рамках ОМС: 45 % опрошенных считает, что государство напрямую, 16 % уверены что за счет учреждения, и лишь 1 % опрошенных, готов купить форму сам, при этом 40 % считает, что это в принципе плохая идея. А если мы говорим про частные клиники? Тут картина меняется не сильно — 68 % убеждены, что их оденет работодатель, 6 % рассчитывают на государство, и вновь 1 % готов купить всё сам, а 25 % не готовы носить единую форму в частной клинике в принципе. Если же опрошенных вынудили бы покупать форму, то 27 % были бы готовы отдать за неё около 5 тысяч рублей, 24 % около 3 тысяч рублей, 10 % около 10 тысяч рублей, 10 % около 7 тысяч рублей, 5 % около 1 тысячи и 25 % не готовы тратить свои деньги в любом случае.
В целом, большинство наших опрошенных (более 50 %) точно не поддерживают введение нынешних рекомендаций, скорее не поддерживают около 17 %, скорее поддерживают введение рекомендаций минздрава около 17 %, поддерживают однозначно около 7 %. При этом саму идею об унификации формы (в принципе) не поддерживают 48 % опрошенных, скорее не поддерживают 16 %, скорее поддерживают 19 %, и выступают за унификацию униформы в целом около 13 %. (Стоит сказать: только у 13 % опрошенных руководство пытается внедрять рекомендации минздрава в том виде как они есть, у 75 % опрошенных пока ничего не вводится). В заключение хочется сказать, что проведение подобной реформы на фоне СВО, пандемии и экономических трудностей считают уместной лишь 6 % респондентов, в то время как 61 % считают подобное действие абсолютно неуместным и 18 % считают скорее неуместным.
Статистические данные Вы можете посмотреть здесь.
Для полноты картины приведем анонимные письма наших читателей, которые не стеснялись в выражениях и чувствах, а потому, тем интереснее было их читать (грамматика и лексика сохранены):
Дадим слово тем, кто в целом был не против.
«В целом я поддерживаю введение единой униформы для медицинских работников, мне кажется это поможет пациентам дифференцировать врачей и медсестёр, врачей разных отделений и тд. Ещё я согласна, что внешний вид медицинского работника может влиять на отношения с пациентами и их самочувствие. В конкретной предложенной инициативе от минздрава меня тревожит её практическое внедрение: цвета и примеры комплектов одежды выглядят отвратно, некоторые похожи на униформу сбербанка, такое мне было бы стыдно надеть на прием. Какое качество будет у ткани, покрова и так далее? Правила вроде “при наличии повреждений на кожных покровах необходимо носить перчатки или брать больничный не выполнимы и наплевательски относятся к самочувствию врачей с хроническими заболеваниями (экзема, псориаз). Если к форме введут строгие требования, то одежду должно закупать учреждение, если я плачу деньги за свой халат, то я имею право выбрать каким он будет, если у меня нет права выбора, то и деньги требовать не совсем честно. А если само учреждение будет пытаться закупить форму, то, скорее всего, это будет самый дешёвый и уродливый хлам, который они смогут откопать. В данный момент эта инициатива выглядит как имитация бурной деятельности в попытке отвлечься от реальных проблем с качеством медицинской помощи».
«В целом идея неплохая. Плохо, что покупают униформу сами работники. Как и стирают. Если я плачу свои деньги, я хочу носить то, что мне нравится и что мне удобно. Цвет, состав ткани, фасон. Чем неплоха идея? Запрет на длинные ногти для врача-клинициста, который проводит пальпацию. Или утверждение определённой длины халата, чтобы не было у старичков любимой мс, которая в курточке с костюма и стрингах наклоняется ставить капельницы. Для этих элементарных действий не надо вводить обязательное цветовое ранжирование, одевать всех бортпроводниками, заставлять носить одежду с "улыбающимся сердцем". Это обыкновенная деонтология и заведующие должны просто провести беседу с такими кадрами, если при обучении в медвузе/медучилище не дошли эти элементарные постулаты этики и деонтологии».
«Идея общей униформы не так уж плоха. У нас в стационаре уже 2 года униформа. Из минусов это несоответствие размеров формы, которую выдают, личным размерам, т.к. у такой одежды размеры универсальные и непонятно на какого размера людей сшиты, и качество формы оставляет желать лучшего. Ткань ненатуральная и жаркая. В такой форме на сутках весь провоняешься и измучаешься. Белая форма просвечивает, видно нижнее белье, мне неудобно в таком ходить. В итоге из всей формы, что выдали я лично ношу процентов 30, а остальные 70 занимают место в шкафу. И выбросить жалко, и что с ней делать непонятно. Обуви уже 4 пары выдали, не ношу ни одну. Она элементарно неудобная. Инициатива хорошая, реализация на тройку».
Тем, кто скорее согласен, но видит некоторые нюансы.
«В самой по себе унификации я ничего плохого не вижу, но вопрос удобства для меня наиболее важен, ну и, конечно, хочется чтобы форма нравилась и носилась с удовольствием, поэтому на уровне государства, на мой взгляд, это будет сделать практически нереально».
«Я только рад буду, если работодатель купит мне хорошую одежду. Могу привести пример своей полярной ситуации.
Я начал работать в федеральном центре ещё медбратом во время учёбы, сейчас я уже врач. Прошло почти 6 лет. Когда я был медбратом при устройстве на работу с меня сняли мерки, чтобы выдать халат от учреждения. Я его так и не получил до сих пор)))
Так же я работаю в частном центре, который компенсирует 7500 в год на мед. одежду. Мои траты это не покрывает, потому что я со слезами на глазах покупаю себе чероки, но это чисто мои проблемы и «хотелки». В целом, в моем регионе можно купить умеренно хороший хиркостюм (1) на 7500. За два года работы у частника получится собрать костюм на сменку)
Да, кстати, частник не возвращает деньги за обувь. Но для меня это не принципиально. В любом случае от частной клиники получается больше поддержки, чем от государственного федерального центра».
«Это должно быть под юрисдикцией каждого учреждения. Если оно считает нужным ввести унифицированную форму для своих сотрудников, то пускай делает это за свой счет (счет организации, не вычитая из з/п работников), давая при этом несколько комплектов подходящих по размеру сотруднику (для тех кому необходим хирургический костюм в нескольких комплектах). Также нужно иметь организованную прачечную при ЦСО для рабочей униформы».
«Здравствуйте. Конечно единая форма и схожий внешний облик у медицинских работников это хорошо. Но всегда есть недостатки. И всегда будут несогласные. Кто будет выбирать цвет и качество этой формы? Сколько костюмов или халатов будут выдавать? С какой периодичностью? Мне, например, нравится и идёт и белый и красный и голубой цвет, а ткань я предпочитаю трикотажную. При этом у меня есть коллеги, которые носят серые, синие и чёрные костюмы и халаты и предпочитают хлопок, который практически не тянется. При сегодняшнем разнообразии медицинской одежды и отсутствии приказа о единой форме все одеваются за свой счёт с учётом своих предпочтений и желаний. Если выйдет приказ о единой форме - мне кажется, что будет очень много проблем у руководства на местах. В нашей ЦРБ например пытались всех заставить покупать только белую медицинскую одежду. И сразу же многие медицинские работники сказали, что когда им будут выдавать спецодежду, тогда они будут ходить в том цвете, что им выдали. А пока они покупают одежду за свой счёт, они будут ходить в тех цветах и в той форме, которая нравится им. Я тоже такого мнения».
Тем, кто был против и немногословен:
«Униформа — это советский пережиток, врач должен сам выбирать что ему носить, естественно в рамках делового стиля, халат/брюки, костюм, шапочка, если нужна, лонгсливы/кофты. И должно быть прежде всего удобно».
«Идея внедрить одинаковую модель — глупость (а модель, кстати, кал). Можно внедрять общий стиль с широкой вариабельностью».
«Цветовая дифференциация штанов 🤮».
«Кому-то из руководства не понравилось, что у работника красивее форма или халат?»
«Да что сказать, это ведь самая большая проблема требующая решения».
«Очень хотелось бы увидеть подобные требования к внешнему виду для пациентов».
Тем, кто был против и дал развернутый ответ:
«Рабочую одежду и обувь покупаю самостоятельно, дорогую и очень дорогую. Предпринимались попытки выдать униформу однажды за пять лет — единого размера и ростовки на всех, неносибельного качества. Нет никаких оснований думать, что что-то изменится в процессе закупок. Выданное носить не буду, вопрос станет ребром — поменяю место работы. Руководство таковое массовое отношение осознает и не настаивает
По поводу религиозных ограничений. Форма должна быть такова, чтобы никоим образом эти ограничения не демонстрировать. Допустимое исключение — головной платок вместо шапочки».
«Есть замечательная фраза, "когда коту нечего делать, он яйца лижет". Создаётся впечатление, что МЗ и вправду делать больше нечего. Не желая унифицировать зп в регионах, защищать врачей в правовом поле (это о законопроекте о приравнении нападения на медработников к нападению на представителя власти), они выбирают выдавать мертворожденные по своей сути инициативы. Выглядит как плевок в лицо, учитывая состояние медицины в регионах».
«Введение униформы — бредовая идея. Медработники и так ходят в спецодежде. Выглядит ужасно, я терпеть не могу зеленый цвет, идиотские косынки, галстуки, куртки. Тот, кто придумывал, небось в жизни не работал медработником. На эти деньги лучше премию выпишите, медработники сами себе все купят».
Подведем краткие итоги. В целом, около половины медиков не поддерживают введение униформы согласно рекомендациям по совершенно разными причинам, а те, которые поддерживают, признают, что подобная инициатива может быть загублена на стадии реализации либо и вовсе остаться утопией. Таким образом, собрав как статистические данные, так и реальное мнение врачей, складывается скорее пессимистичная картина.
Впрочем, может медики драматизируют, и так было всегда? Обратимся к истории прошлых дней.
Невыносимая легкость внешнего бытия
Известному реформатору поздней Российской империи Петру Столыпину приписывают цитату: «В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править» [7]. Впрочем, может быть он был неправ (спойлер — был прав), и в России действительно существует потребность в реформах, в том числе и во внешней составляющей? Для этого нам стоит разобрать то, как в обществе «встречают по одежке» или как относятся к внешнему виду медиков в принципе. Начнем с медицинских сестер.
Пётр Аркадьевич, будучи спорной фигурой, знал о чем говорил. В том числе благодаря его реформам Российская империя и её общество подошли к Первой Мировой войне и обществу модерна, которое изменило всё вокруг себя и, к сожалению, нередко в худшую сторону. Одним из таких изменений стал, что важно для нашего разговора, образ медицинской сестры или «сестры милосердия». Нам известны случаи сексуализации и стереотипы о «развратности» медицинских сестер еще со времен Европейской реформации из середины 19 века [8,9]. Однако именно во время Первой Мировой Войны образ сестры милосердия из доброй, заботливой и непорочной девушки, спасающей жизни, претерпевает ужасающую трансформацию [20].
Сначала в образе медицинской сестры появляются первые намеки на человечность, так, например, британский журнал «The Illustrated London News» печатает изображение нетипичной медицинской сестры (потом его перепечатывают в России в 1916 году в журнале «Солнце России») [10], которое в том же 1916 году русифицирует журнал «Женское дело», показывая медицинскую сестру не как ангела, а как обычного уставшего человека [11].
Впрочем, едва сделав медицинскую сестру человеком, люди тут же дорисовали и другие черты: сестры милосердия стали символом тылового разврата и пошлости, «легализованной» проституции в тылу и символом падения нравов в обществе [12, 13].
Дело дошло до того, что неожиданной жертвой подобного образа стал министр-председатель Временного правительства Российской республики Александр Керенский. Длительное время существовал миф, что он был вынужден бежать от большевиков, и, находясь в Зимнем дворце, переоделся в платье сестры милосердия, что также не добавляло «авторитета» у медицинских сестер в глазах общества. В реальности ни сам Керенский [14], ни свидетели [15] этого не подтверждают. В реальности он переоделся в матроса и сделал это в Гатчине, по требованию генерала Краснова. Стоит ли говорить, что после такого Керенский до конца своих дней ненавидел любое упоминание женских платьев [16]?
Первая Мировая война давным давно закончилась, но образ «интересной» медицинский сестры никуда не делся и даже усугубился. На Youtube и других хостингах можно найти огромное количество видео, в которых медицинская сестра представляется либо как сексуальный объект, либо как некомпетентная идиотка [17].
Обложка альбома панк-группы Blink-182 — Enema of the State от 1999 года («Клизма от государства», игра слов: созвучно с Enemy of the State — Враг государства»)
Более того, согласно опросам, с точки зрения обывателя медицинская сестра чаще бывает «сексуальной, пошлой, грязной», чем «профессиональной, заботливой, работящей» [18]. Также с точки зрения обывателя и поп-культуры работа медсестры содержит в себе «готические» элементы, так как является «страшной», но в то же время «интимной» и «интересной» [19]. В нашей стране ситуация не лучше: во время анализа сообщений в социальных сетях о медицинских сестрах более половины сообщений содержало различные вариации на тему сексуальных фантазий, в которых медицинская сестра выступала исключительно как объект лишенный личностных качеств [21]. Исследователи объясняют это тем, что мужчины таким образом пытаются компенсировать собственную уязвимость во время пребывания в стационаре или в другом месте, где за ним ухаживает медсестра (он чувствует себя слабым и пытается демонстрировать силу), или тем, что само по себе ухаживание, близкий контакт и прикосновение женщины к мужчине (или иной физический контакт), воспринимается обществом весьма специфически. [22]
Обложка сингла немецкой евродэнс группы E-Rotic «Help me dr. Dick» от 1996 года («Помоги мне доктор Дик», игра слов — в английском языке слово «dick» можно перевести как Дик, т.е. краткая форма имени Ричард, а можно как грубую форму слова «член», впрочем по тексту песни, контексту обложки и названию группы, понятно о каком именно Дике поется в песне)
Рекламная фотография приуроченная к Хэллоуину и выходу фильма «Пила 6» — 2009 год
Обложка альбома «Difficult to Cure» рок-группы Rainbow от 1981 года («Сложно излечимый, неизлечимый»)
Обложка альбома Blur группы Blur от 1997 года («клякса, пятно». По изначальной задумке, над медсестрой должен был быть изображен нимб, но было решено оставить первоначальную версию фото с медсестрой, везущей пациента в реанимацию)
Таким образом, в современном мире образ медсестры и женщины-врача, завязанный на их униформах, является предметом особого сексуального внимания со стороны общества. Идеальным примером является рубрика в журнале MAXIM «Мужская консультация», в которой профессионалы-мужчины рассказывают базовые медицинские факты на широкую аудиторию, а сопровождает рассказ сексуальное изображение медицинской сестры [23, 24, 25] (что забавно, в этой рубрике публиковался «научпопер» Никита Жуков). Более того, журнал «искал» медсестер, предлагая женщинам участие в фотосессиях в этой роли, естественно, главными требованиями были внешность и размер груди, а не иные качества [26]. Однако не стоит делать вид, что всё общество озабочено социализацией медсестер — бОльшинство людей ценит и уважает их труд, согласно тем же исследованиям и примерам с нейтральными обложками, что мы приводили выше.
Впрочем, у врачей обоих полов дела обстоят не сильно лучше.
Эффект белого халата
Давно известен эффект белого халата, которым пациенты пытаются оправдать своё волнение перед каждой медицинской комиссией, например, перед выездом водителей автобусов в рейс, и с которым мучаются врачи, подбирая антигипертензивную терапию [27, 28, 29]. Впрочем, помимо него известны и другие образы врача (причем независимо от пола) и, к сожалению, часто они не особенно позитивные. Заранее стоит отметить, что четкого и понятного способа измерить доверие к чему-либо не существует, в том числе и к системе здравоохранения в целом [30]. Другим важным аспектом, про который стоит упомянуть, это общая тенденция к снижению доверия к медицине до эпидемии COVID-19 [31]. После неё уровень доверия к врачам в РФ вырос, но не сильно — врачам доверяют около 36 % опрошенных ВЦИОМ, при этом 45 % россиянам приходилось перепроверять диагноз и тактику лечения у других специалистов, а 41 % респондентов считает, что дела в медицине обстоят «скорее плохо». [32] Если же мы обратимся к исследованиям Левада-Центра, то 49 % скорее доверяют врачам, в то время как 22 % скорее не доверяют [38]. Что забавно, достается и учёным (которые также носят белые халаты) — по исследованиям психологов из Амстердамского университета и университета Британской Колумбии [37] обыватель видит в учёном жестокого и безнравственного фанатика, а не исследователя, без которого прогресс невозможен в принципе.
Суммируя всё вышесказанное, стоит понимать, что уровень доверия к врачу/ученому и его внешней атрибутике сильно зависит от человека, его состояния здоровья, настроения и миллиона других факторов, а потому стоит относится к публикациям на эту тему критично. Впрочем, приступим.
Белый шум, алая кровь
В настоящее время люди настолько загружены работой, тревожными новостями и давлением социальных сетей, где все, конечно же, живут очень счастливо и радостно, что желание перепроверять информацию гибнет, и дай бог остаётся время только на просмотр заголовков в новостях, где мы увидим следующие прекрасные примеры: «В Кургане врачи довели младенца до поражений мозга: возбуждено уголовное дело» [33], «”Аллергию лечат как ОРВИ”: врачи едва не довели Викторию Дайнеко до приступа» [34], «Диагнозы врачей довели ребенка с царапиной до гибели» [35], «Врачи довели до истерики женщину с ребенком в Наро-Фоминске» [36] и многие другие. Другим интересным случаем является история о враче-”вампире”: «Кто такой вампир-рачленитель из Челябинска и сколько жертв было у врача?» [50], «Соседи рассказали жуткие подробности о челябинском враче-”вампире”» [51], «Судимый за жестокое убийство “вампир” смог устроиться на работу в поликлинику Челябинска» [52]. Вопрошали и пугали читателя СМИ, создавая ощущение, что врач был убийцей, который в извращенной форме убивал пациентов. К сожалению для журналистов, история была в другом: из-за жуткого дефицита кадров (что не оправдывает работодателя) на работу врачом-консультантом был взят человек с купленным дипломом, который более 20 лет назад убил одноклассника и изображал из себя вампира. Увы, образ врача-”вампира” уже был создан и обитает в сознании обывателя.
Результатом подобной «накачки» и отсутствия критического восприятия, к сожалению, становятся вполне конкретные случаи насилия по отношению к медицинским сотрудникам.
Например, 24 января 2019 года родственник пациентки в Новосибирске не придумал ничего лучше чем пробить рукой стену в больнице и заодно придушить врача-травматолога [39], потому что ему показалось, что медицинскую помощь оказывают слишком долго. 24 апреля 2017 года в Челябинске врач-педиатр пришла на вызов, где её заперли в квартире, избили, натянули на голову халат и выгнали из квартиры. Казалось бы, это конец отвратительной истории, но, увы, пациенту не пришло в голову, что врач — человек, и ему может стать плохо. Несчастного педиатра хватил инсульт [40]. 10 января 2019 года в Татарстане пациентка вместе с дочкой довела врача-эндокринолога до слёз — весёлая семейка ввалилась в кабинет (где был другой пациент) без записи, снимала всё происходящее на камеру и требовали другие тест-полоски (!!!), потому что выписанные врачом им не понравились [41], дело достигло такого масштаба, что в него пришлось вмешаться министерству здравоохранения Татарстана [42]. Все эти истории закончились различными травмами для врачей — от тяжелых и не очень физических повреждений, так и моральной травмой, но, по крайней мере, они хотя бы могут рассказать эти истории сами, а есть коллеги, которым повезло меньше.
9 августа 2017 года был убит заведующий поликлиническим отделением Мурманского областного онкодиспансера Игорь Тюленев [43] за то, что не смог диагностировать у психически больного человека рак горла. В Саратове 29 марта 2014 года хронический алкоголик убил на пороге собственного дома лаборанта Областной клинической больницы Ирину Ивлиеву [44], он перепутал её с лечившим его наркологом с тем же именем. 3 февраля 2013 года в Нижегородской области был убит кардиохирург Олег Спиридонов за то, что не уступил место на парковке бизнесмену [45]. 11 декабря 2015 года в Татарстане был застрелен врач-травматолог Андрей Железнов [46]. Его застрелил бывший пациент — пять лет назад Железнов осматривал пациента, после чего перенаправил его в другое учреждение, за что пациент затаил на него обиду. 8 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге был убит пластический хирург Александр Ремизов [47] за то, что он посоветовал пациенту обратиться к психиатру. 22 октября 2013 года бывший пациент убил врача-невролога Сергея Пономарева прямо на приёме [48], мотивы убийства неизвестны, убийца свою вину отрицает. 24 августа 2016 года в Симферополе бывший пациент устроил бойню на подстанции скорой помощи. Он застрелил двух человек (фельдшера Ирину Суханик и санитарку Татьяну Коткову), ещё двоих ранил [49]. Причиной бойни стал отказ врачей в очередной раз приезжать на ложный вызов к пациенту, который не так давно перенёс инфаркт и постоянно звонил на подстанцию скорой помощи, требуя помощи.
Иными словами, пусть образ врача с точки зрения обывателя и не сексуализирован, и уровень доверия к ним после пандемии вырос, но существует очевидная проблема — врачей не очень любят и боятся, потому что уверены, что Российская медицина наводнена низко квалифицированными или выгоревшими кадрами. Таким образом, белый халат может вызывать позитивные эмоции (и чаще всего и вызывает), но способен вызывать отторжение и даже активные агрессивные действия, вплоть до насилия, а новые рекомендации лишь облегчают человеку, у которого в голове ядерная бомба, целеуказание, что, безусловно, не очень хорошо.
Вместо итогов
Вновь обращаясь к цитате Столыпина о реформе, стоит отметить, что данные рекомендации назвать полноценной реформой трудно — это должен был быть сборник базовых правил, основанных на здравом смысле, но документ утонул в бесконечных перечислениях ГОСТов, видах швов и корпоративном самолюбовании. Вместо конкретных, простых и универсальных правил, получилось нагромождение из всего хорошего, против всего плохого, лишенное конкретики, но в то же время излишне детализированное в определенных вопросах. Врачи, пациенты и руководство клиник могут совершенно свободно интерпретировать эти рекомендации, особенно если вспомнить, что в России, как и в любой азиатско-европейской стране, «когда в столице стригут ногти, в провинции рубят пальцы», а потому данный документ на данном этапе скорее станет источником бесконечных шуток про цвета штанов, ароматы и степень яркости макияжа. Идея создать базовые правила врачебного стиля действительно неплоха, впрочем, никто не говорит, что это финальная версия документа, и что нас не ждут более подробные и качественные инструкции, а потому будем ждать более подробных разъяснений.
Однако, стоит отметить, что прогресс в общественном сознании очевиден и всё не так плохо. Ведь совсем недавно, в 80-е года прошлого века, более половины американцев требовали от врачей не ходить в джинсах, четверть из них требовала не носить кроссовки и абсолютное большинство желало видеть мужчину врача в галстуке и не видеть женщину-врача в брюках [65]. Сейчас же, даже консервативный минздрав на подобное обращение от пациента, сначала повертит пальцем у виска, а затем напишет отписку общего характера. И слава Богу.
Источники
1 - https://ru.wikiquote.org/wiki/Кин-дза-дза!
2 - https://neolurk.org/wiki/Цветовая_дифференциация_штанов
3 - https://dzen.ru/a/Y7yEiCHfVXKH1vwk
4 - Соколов Б. Г. Цветовая дифференциация штанов (системный анализ). – 2002. (http://anthropology.ru/ru/text/sokolov-bg/cvetovaya-differenciaciya-shtanov-sistemnyy-analiz)
5 - https://youtu.be/QVwRpSs5k64?si=5IHLxdQbGEuhSi0A
6 - https://base.garant.ru/409481067/ / https://vk.com/doc11426044_681667398?hash=48kZASqNsejzs1ymZ7KWqhrgTc4L0JY2E2XFdzejHjH
7 - Тулохонов А. К., Иванова С. Н. Исторические аспекты и современные проблемы пространственного развития Азиатской России //Труды II Гранберговской конференции. – 2021. – С. 521-527.
8 - https://www.thrillist.com/sex-dating/nation/history-of-the-sexy-nurse
9 - Ehrenreich B., English D. Witches, midwives, & nurses: A history of women healers. – The Feminist Press at CUNY, 2010. (http://drbeardmoose.com/sitebuildercontent/sitebuilderfiles/witchesmidwivesandnurses.pdf)
10 - https://web.archive.org/web/20150106141351/http://14-18.ru/?p=2728
11 - https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_011170284?page=1&rotate=0&theme=white
12 - https://youtu.be/1oWQrQG7N2w?si=jBWiaSUysUrvQ47y
13 - https://www.youtube.com/live/mVSxyHIQz4c?si=rrkGoDP5zg2nFfdR
14 - https://youtu.be/fDZnwKDnlBY?si=qmCpLtUg9HmuZYSN
17 - Kelly J., Fealy G. M., Watson R. The image of you: constructing nursing identities in YouTube //Journal of Advanced Nursing. – 2012. – Т. 68. – №. 8. – С. 1804-1813.
18 - Ferns T., Chojnacka I. Angels and swingers, matrons and sinners: Nursing stereotypes //British Journal of Nursing. – 2005. – Т. 14. – №. 19. – С. 1028-1032.
19 - McAllister M, Brien DL, Piatti-Farnell L. Tainted love: Gothic imaging of nurses in popular culture. J Adv Nurs. 2018 Feb;74(2):310-317. doi: 10.1111/jan.13452. Epub 2017 Oct 5. PMID: 28910506.
20 - Симонова О. А. Образ сестры милосердия в русской литературе конца XIX-начала XX века: диалог с традицией //Культурологический журнал. – 2015. – №. 1 (19). – С. 2.
21 - Богдан И. В., Гурылина М. В. Четыре «больших» стереотипа о медицинских сестрах в массовом сознании: по материалам анализа сообщений москвичей в социальных медиа //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2019. – Т. 27. – №. спецвыпуск. – С. 552.
22 - Darbyshire P. Heroines, hookers and harridans: Exploring popular images and representations of nurses and nursing //Contexts of nursing. – 2010. – С. 51-64.
23 - https://www.maximonline.ru/lifestyle/muzhskaya-konsultaciya-gigiena-id476292/
24 - https://www.maximonline.ru/lifestyle/mujskaya-konsultatsiya-usvoyaemost-pischi-id199510/
25 - https://www.maximonline.ru/lifestyle/mujskaya-konsultatsiya-bessonnitsa-id168895/
26 - https://www.maximonline.ru/entertainment/sisterofmercy-id155845/
27 - Андреева Галия Фатиховна, Горбунов Владимир Михайлович, Антипушина Диана Николаевна, Платонова Елена Вячеславовна "Эффект белого халата" у пациентов с артериальной гипертензией // РФК. 2023. №5.
28 - Пекарский Станислав Евгеньевич, Баев Андрей Евгеньевич, Мордовин Виктор Федерович, Рипп Татьяна Михайловна, Семке Галина Владимировна, Ситкова Екатерина Сергеевна, Личикаки Валерия Анатольевна, Крылов Александр Любомирович, Попов Сергей Валентинович Симпатическая денервация почек: устранение эффекта «Белого халата» // АГ. 2014. №2.
29 - Горбунов В. М., Смирнова М. И. Современные проблемы оценки эффективности антигипертензивной терапии: скрытая неэффективность лечения и «гипертония белого халата» // РФК. 2009. №3.
30 - Камынина Н. Н., Короткова К. О., Скулкина Ю. Н. Обзор исследований доверия к системе здравоохранения //Здоровье мегаполиса. – 2020. – Т. 1. – №. 1. – С. 87-95.
31 - Семенова Л. Э., Сачкова М. Е., Карпушкина Н. В. Гендерная специфика образа врача и доверия к себе и другим у студенческой молодежи в период пандемии COVID-19 //Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – №. 1 (42). – С. 7.
32 - https://tass.ru/obschestvo/9983743
33 - В Кургане врачи довели младенца до поражений мозга: возбуждено уголовное дело - https://7info.ru/world/world-i... - «Аллергию лечат как ОРВИ»: Врачи едва не довели Викторию Дайнеко до приступа -https://vistanews.ru/culture/s... ©
35 - Диагнозы врачей довели ребенка с царапиной до гибели - https://www.vesti.ru/doc.html?... - Врачи довели до истерики женщину с ребенком в Наро-Фоминске - https://mosregtoday.ru/soc/vrachi-doveli-do-isteriki-zhenshinu-s-rebenkom-v-naro-fominske/
37 - The Immoral Landscape? Scientists Are Associated with Violations of Morality - https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0152798
38 - ЗДОРОВЬЕ И ДОВЕРИЕ - https://www.levada.ru/2017/03/06/zdorove-i-doverie/
39 - Душил и нервничал: в Новосибирске недовольный муж пациентки проломил стену и избил травматолог - https://www.nsk.kp.ru/daily/26... - Жительница Челябинска довела педиатра до инсульта - https://ura.news/news/10522866... - «Я уволюсь и всё!»: В Татарстане пациентка довела врача до слёз -https://medrussia.org/25957-ya... - Минздрав Татарстана объяснил срыв врача на «настырного пациента» - https://www.pravda.ru/news/districts/31-01-2019/1405988-minadrav-0/
43 - В Мурманске мужчина убил врача онкодиспансера и покончил с собой - https://www.1tv.ru/news/2017-0... - Раскрыто убийство врача в Саратове: преступник по ошибке застрелил тезку своего нарколога - https://www.spb.kp.ru/daily/26... - Нижегородский бизнесмен сел на 11 лет за расстрел детского врача на парковке - https://www.ntv.ru/novosti/846... - В Татарстане пенсионер застрелил врача из трости - https://rg.ru/2015/12/11/reg-p... - Застреленный в Петербурге врач предлагал своему убийце обратиться к психиатру - https://www.ntv.ru/novosti/150... - За что алтарник церкви мог зверски убить пожилого врача в Твери - https://www.nnov.kp.ru/daily/2... - Кровавой бойни в Крыму можно было не допустить? - http://yug.svpressa.ru/society/article/127334/
52 - https://www.chel.kp.ru/daily/26936/3987237/
53 - https://www.kommersant.ru/doc/4225921/w/fisenko
54 - https://gnicpm.ru/ + https://gnicpm.ru/wp-content/u... - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373020/
56 - https://docs.cntd.ru/document/902217205
57 - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/cab05a75d99b7e017c3ec285a0fa658773f00292/
58 - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69044/eb8beda52ef28420630932d873ed74c16d6ed1e2/
59 - https://www.zdrav.ru/articles/4293659650-vneshnij-vid-medicinskogo-rabotnika-24-m08-22
60 - https://ru.wikisource.org/wiki/Маленькие_мысли_(Мережковский)
61 - https://youtu.be/J2u8Yjq0LuE?si=YllTOhG8JVUTxyEZ
62 - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405210/
63 - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400063274/